Семейные корни и традиции, пробуждение родовой памяти
(на основе опыта гимназии «Стерх»)
(Выступление на конференции в СПбГУ 5 декабря 2012 года,
опубликована в сборнике "Петербургские исследования" №5)
Гимназия «Стерх» - негосударственное образовательное учреждение, было основано в ноябре 1996 года. В 2011 году учителя и ученики отметили 15-летие гимназии поездкой в Царскосельский лицей.
Часть преподавателей гимназии – потомки российских дворян, родившиеся в Ленинграде (Петербурге) или те, чьи родственники были эвакуированы из города в блокаду. Иными словами, носители петербургских традиций. В Петербурге особенно проявлялось стремление нести просвещение тем, кто был лишён возможности получить образование классическим путём. Многие дворянские фамилии создавали и содержали школы в своих имениях, обучая не только грамоте, но и другим навыкам и ремёслам. Известны гимназии Стеблин-Каменской, Карла Мая, Мариинская практическая школа кружевниц и другие. Складывалась особая культура уважения и восхищения прошлым этой земли, стремления изучать её. Как пример такой работы выразительнее многих представляется Талашкино княгини Тенишевой и само Тенишевское училище. А как ещё один образец – Извара, имение Рерихов, где также был представлен образец ведения хозяйства по правилам: церковь, мельница, форелевый пруд… В училищном доме крестьянских детей учили образцовому ведению хозяйства, современного тому времени и ремёслам.
В наши дня продолжается подробное изучение этого опыта, и делаются попытки вернуться к тем наработкам на новом понимании. Новые технологии, как бы они ни были совершенны и перспективны, не дают ожидаемого эффекта без подкрепления как умения работать руками и головой, так и духовным зарядом.
Как преподаватели в работе мы столкнулись с тем, что большинство современных детей не имеют никакого понятия о прошлом своих семей, видят город из окон машин и не понимают мистичности этого места, не чувствуют его духа. Чтобы заполнить эту пустоту, это серое пространство, требуется большая работа: кроме уроков по истории и культуре Санкт-Петербурга проводятся различные внеклассные мероприятия (экскурсии, турниры, тематические праздники, балы, связанные с историей). Изучение истории семей учеников и преподавателей является неотъемлемой частью этой работы.
Не всё легко даётся. Поначалу очень сложно было расспрашивать детей об их предках: тема была наглухо закрыта, даже те, кто мог рассказать, старались не афишировать историю своей семьи, рода. Мы начали помогать, начиная с собственных примеров, детям, стремясь объяснить, что новое, сильное, молодое вырастает на крепких корнях.
Кто-то знал об истории своего рода. Первый опыт написания этих историй был реализован, когда мы готовили вестник гимназии «Событие», посвящённый сюжеты участию родственников в Великой Отечественной войне (май 2010). Вышел целый номер об уроках мужества.
Идя вглубь времени, изучая историю города, стали изучать историю фамилий. У нас есть ученик по фамилии Ивбнов (ударение на первом слоге). В семье Никиты Иванова сохраняются документы и вещи, свидетельствующие, что предыдущие поколения происходят, с одной стороны, от поэта Афанасия Фета, а, с другой стороны, от художника Александра Иванова, написавшего «Явление Христа народу». В этой семье поддерживают и культивируют традиции петербургской интеллигенции.
Другой пример. Ученик Сергей Бернадский. В семье не сохранилось никаких документов, так как тема происхождения была закрыта. Но, узнав, что есть герб Бернадских, в семье начали поиски. Надо заметить, что в прошлом веке фамилия имела другое написание – Бернацкий, Бернатский…
Дедушка ученика Даниила Мелитицкого, когда внуку вручили герб Мелитицких на рыцарском турнире, подтвердил, по семейным преданиям, принадлежность к этому роду.
А вот семья Башмаковых очень удивилась тому, что их фамилия является дворянской и принадлежит к морской династии, что подтверждают якоря на гербе. Хотя отец нашего ученика Егора Башмакова закончил, по семейной традиции, морское военное училище, что говорит, по крайней мере, о сохранении духа традиции…
Таких семей, чьи дети учатся в гимназии, и которые заинтересовались родословием, добрая половина. Педагоги очень поддерживают эти поиски и всячески вдохновляют их.
В связи с темой конференции нельзя не упомянуть об одной из гимназических традиций. В течение всего февраля, ежегодно, выбирается определённая тема, на основе которой идёт воспитание мальчика-мужчины-воина. Были «Богатырские игры», «Рыцарские турнир», «Мушкетёрские дуэли», праздники «А, ну-ка, мальчики!». Ребята погружаются в специальную литературу, изучают свидетельства эпохи, посещают во время экскурсий Рыцарский зал Эрмитажа, Русский музей, едут в Старую Ладогу, Гатчину, Великий Новгород. На каждом празднике, который проводится в конце февраля, они показывают приобретённые знания и навыки, участвуя в интеллектуальных викторинах и реальных турнирах.
2012 год, как известно, связан с 200-летием войны с Наполеоном 1812-1814 годов. Следовательно, ребята сейчас изучают биографии и генеалогии героев этой войны. Ученики подготовили школьную галерею героев – фотографии с коротким комментарием, побывали на экскурсиях по тем местам города, где были размещены русские полки, где установлены памятники полководцам, где установлены памятные знаки. Всё организовано так, чтобы они почувствовали связь времён и протянули ниточку к тому, неизвестному пока предку, который принял участие во всенародном противостоянии врагу – вне зависимости от происхождения и сословия.
Ещё одна форма приобщения к духу – это балы, в которых участвуют и педагоги, и учащиеся. В качестве примера назовём бал в Юсуповском дворце, состоявшийся 9 декабря 2012 года и посвященный изгнанию Наполеона из пределов России. Танцевальные репетиции проходят в гимназии еженедельно, по средам и пятницам, изучаются как известные полонез, вальсы, мазурки, англезы и контрдансы, так и более редкие лансье, тампет, кадрили и котильоны.
Особенная программа составлена для старшеклассников и выпускников гимназии: они репетируют фигурный и испанский вальсы, гусарскую польку. Танцевальные выступления – это украшение гимназических мероприятий, и подготовка к традиционному балу в конце учебного года. Занятия ведёт Леонид Васильевич Пинчук…….
Обучение танцам культивирует не только умение двигаться под музыку, это и воспитание умения вести себя в непривычных обстоятельствах и в необычной одежде самых обычных детей, это культивирование вежливости и умению естественного соблюдения правил этикета. Кстати, из курса психологии всем известно, что умение носить маску порождает искренность.
Также традиционной особенностью нашей гимназии стали праздник 1 сентября, которые мы проводим ежегодно в дворцах, особняках и музеях-квартирах нашего города. В программу такого праздника обязательно включена экскурсия, в рамках которой рассказывается о бывших владельцах, об их жизни и вкладе в культуру и историю Санкт-Петербурга. За эти годы мы побывали в Доме Державина, музее-квартире актёров Самойловых, доме Бажанова (Детская библиотека истории и культуры) Шереметевском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах, особняке Нейдгарта… Всё это, вместе с изучением истории семей, воспитывает в наших детях почитание и уважение истории Отечества.